Путешествия => Индия => Тема начата: Kangri от 03 января 2009, 21:29:39



Название: Тайна Тадж-Махал
Отправлено: Kangri от 03 января 2009, 21:29:39
Настоящее искусство означает нечто такое, что помогает тебе быть медитативным. Гурджиев называл настоящее искусство объективным искусством, оно помогает тебе медитировать. Тадж Махал — это настоящее искусство. Туда стоит съездить.
Я хотел бы рассказать историю о том, как Тадж Махал пришёл в существование.
Один человек приехал из Шираза, Ирана. Его звали Ширази, потому что он происходил из Шираза. Он был великим художником, самым знаменитым в Ширазе. И он был чудесным человеком. Прежде чем он появился в Индии, появилась тысяча и одна история о нём. Императором был Шах Джейхан; он слышал об этих историях. Он пригласил скульптора ко двору. Ширази был суфийским мистиком.
Шах Джейхан спросил его:
— Я слышал, что ты можешь изваять всё тело мужчины или женщины, просто коснувшись их руки и не видя их лиц. Это правда?
— Дай мне один шанс, — ответил Ширази, — но с одним условием. Помести двадцать пять прекрасных женщин из твоего дворца за занавес. Позволь мне коснуться их рук из-за занавеса. Я коснусь их рук и выберу одну, но с одним условием. Кого бы я ни выбрал, я сделаю её статую; если статуя будет абсолютно истинной, и ты, и весь твой двор будут удовлетворены, тогда эта женщина будет моей. Я хочу на ней жениться, я хочу женщину из твоего дворца.
Шах Джейхан был готов. Он сказал:
— Я согласен.
Двадцать пять прекрасных рабынь поместили за занавес. Он прошёл от первой до двадцать пятой и отверг их всех. Просто ради забавы дочь Шаха Джейхана, стоявшая за занавесом, когда все двадцать пять были отвергнуты, протянула руку. Он коснулся её руки, закрыл глаза, почувствовал что-то и сказал:
— Вот моя рука.
И он надел на руку кольцо в знак того, что, в случае успеха, она будет его женой.
Шах заглянул за занавес и пришёл в ужас: «Что наделала эта девочка?» Но он не беспокоился, потому что было почти невозможно сделать скульптуру женщины, просто коснувшись её руки.
На три месяца Ширази исчез в своей комнате. Днём и ночью он работал. Через три месяца он пригласил императора, и весь двор, и император не могли поверить своим глазам. Она была в точности похожа! Он это смог. Император не нашёл ни одного изъяна — он хотел найти изъян, потому что не хотел, чтобы его дочь вышла замуж за бедного человека, но теперь не было никакого выхода: он дал слово.
Он был встревожен, и его жена так встревожилась, что заболела. Она была беременна, и рожая ребенка, умерла в агонии. Ее звали Мумтадж Махал. И король пришёл в отчаяние — как спасти дочь? Он попросил скульптора прийти и рассказал ему всю историю.
— Это была ошибка. Во всём виновна девушка, но посмотри на мою ситуацию: моя жена умерла, и умерла потому, что не могла согласиться, чтобы её дочь вышла замуж за бедного человека. И я тоже не могу согласиться, хотя и дал слово.
Скульптор сказал:
— Не о чем беспокоиться. Ты должен был мне сразу рассказать; я вернусь в Шираз. Не беспокойся. Забудь об этом!
— Но это невозможно, — сказал король, — я не могу забыть. Я дал тебе слово. Подожди. Дай мне подумать.
Премьер-министр предложил:
— Сделай такую вещь: твоя жена умерла, это великий художник, и он это доказал. Пусть он сделает копию в память о твоей жене. Ты должен создать красивую могилу, самую красивую в мире. И сделай условием, что если ты одобришь эту копию, тебе придётся отдать дочь ему в жёны. Если ты её не одобришь — всё кончено.
Это обсудили с художником, и он был согласен.
«А я, — подумал король, — никогда не одобрю».

И Ширази сделал множество копий, и они были так красивы, но всё же король упорствовал и говорил: «Нет, нет, нет». Первый министр пришел в отчаяние, потому что эти копии были редкой красоты, и отвергать её было несправедливо. И он распустил слух, позаботившись о том, чтобы он дошел до скульптора, будто девушка, которую он выбрал, очень больна. Неделю она была больна, через неделю ей стало ещё хуже, а на третью неделю она умерла — по слухам. Когда до скульптора дошёл слух, что девушка умерла, он сделал свою последнюю копию. Девушка умерла — его сердце было разбито. И это была последняя копия. Он принес её королю, и тот её одобрил. Трюк был в том, что девушка была больна, и не было больше речи о том, чтобы он на ней женился.

Эта копия стала Тадж Махалом. Эта копия была создана суфийским мистиком. Как он мог создать весь образ женщины, просто коснувшись её руки? Наверное, он был в каком-то другом пространстве. Наверное, в то мгновение он не был в уме. Это мгновение, должно было быть мгновением великой медитации. В то мгновение он коснулся энергии, и просто чувствуя энергию, воссоздал весь образ.

Сейчас это гораздо легче понять логически благодаря фотографии Кирлиана, потому что у каждой энергии есть собственный образец. Твоё лицо не случайно; твоё лицо такое, потому что у тебя определённый образец энергии. Твои глаза, волосы, твой цвет — всё это потому, что у тебя определённый личный образец энергии.

Медитирующие работали над образцами энергии веками. Как только ты знаешь образец энергии, ты знаешь всю личность. Ты знаешь её насквозь, всю, потому что энергия создает всё. Ты знаешь прошлое, ты знаешь настоящее, ты знаешь будущее. Как только образец энергии понят, у тебя есть ключ, понимание всего, что случилось с тобой и что случится. Это объективное искусство. Этот человек создал Тадж Махал.

Медитируя на Тадж Махал в ночь полнолуния, твоё сердце начинает пульсировать новой любовью. Тадж Махал по-прежнему несёт энергию любви. Мумтадж Махал умерла из-за любви к дочери; Шах Джейхан страдал из-за любви; и Ширази создал эту модель, потому что глубоко страдал, потому что был глубоко ранен, потому что его будущее было тёмно. Женщины, которую он выбрал, больше не было. Из великой любви и медитативности Тадж Махал пришёл в существование. Он всё ещё несёт эту вибрацию.
История в изложении Ошо



Название: Re: Тайна Тадж-Махал
Отправлено: Kangri от 03 января 2009, 21:35:56
Это было мое последнее лето в Индии. Уже начинался сезон дождей, когда я выехал из Бомбея в Агру и Дели. За несколько недель до отъезда я собирал и читал все, что мог найти, об Агре, о дворце Великих Моголов и о Тадж-Махале, знаменитом мавзолее царицы, умершей в начале XVI века.

Но все, что я прочел тогда и читал раньше, оставило во мне какое-то неопределенное чувство: как будто бы все, кто брался описать Агру и Тадж-Махал, упустили что-то самое важное.

Ни романтическая история Тадж-Махала , ни красота его архитектуры, ни роскошь и богатство убранства и орнаментов не могли объяснить мне впечатление сказочной нереальности, чего-то прекрасного, но бесконечно далекого от жизни, впечатление, которое угадывалось за всеми описаниями, но которое никто не сумел объяснить или облечь в слова. Казалось, здесь скрыта какая-то тайна. У Тадж-Махала есть некий секрет, который чувствуют все, но никто не может дать ему истолкования.

Фотографии ни о чем мне не говорили. Крупное массивное здание с четырьмя высокими тонкими минаретами, по одному на каждом углу. Во все этом я не видел никакой особенной красоты, скорее уж нечто незавершенное. И эти четыре минарета, стоящие отдельно, словно четыре свечи по углам стола, выглядели как-то странно, почти неприятно.

В чем же тогда заключалась сила впечатления, производимого Тадж-Махалом? Откуда проистекает непреодолимое воздействие на всех, кто его видит? Ни мраморные кружева, ни тонкая резьба, покрывающая его стены, ни мозаичные цветы, ни судьба прекрасной царицы – ничто из этого само по себе не могло произвести такого впечатления. Должно быть, причина заключается в чем-то другом. Но в чем же? Я старался не думать об этом, чтобы не создавать заранее определенного мнения. Однако что-то в Тадж-Махале меня очаровывало и приводило в волнение. Я не мог сказать наверняка, в чем здесь дело, но мне казалось, что загадка Тадж-Махала связана с тайной смерти, т.е. с той тайной, относительно которой, по выражению одной из Упанишад, "даже боги сначала были в сомнении".

Создание Тадж-Махала восходит ко временам завоевания Индии мусульманами. Внук падишаха Акбара Шах-Джехан был одним из тех завоевателей, которые изменили лицо Индии. Воин и государственный деятель, Шах-Джехан был вместе с тем тонким знатоком искусства и философии; его двор в Агре привлекал к себе самых выдающихся ученых и художников Персии, которая в то время была центром культуры всей Западной Азии.

Однако большую часть своей жизни Шах-Джехан провел в походах и битвах. И во всех походах его неизменно сопровождала любимая жена, прекрасная Арджуманд Бану, или, как ее называли, Мумтаз-и-Махал, "сокровище дворца". Арджуманд Бану была постоянной советчицей Шах-Джехана в вопросах хитрой и запутанной восточной дипломатии; кроме того, она разделяла его интерес к философии, которой непобедимый падишах посвящал все свое свободное время.

Во время одного из походов царица, по обыкновению сопровождавшая Шах-Джехана, умерла. Перед смертью она попросила мужа построить ей гробницу – "прекраснейшую в мире"!

И Шах-Джехан задумал построить для погребения царицы на берегу Джамны огромный мавзолей из белого мрамора; позже он собирался перекинуть через Джамну мост из серебра и на противоположном берегу построить из черного мрамора мавзолей для себя.

Его планам суждено было осуществиться лишь наполовину; через двадцать лет, когда завершилось строительство мавзолея царицы, сын Шах-Джехана Ауренгзэб, разрушивший впоследствии Варанаси, поднял против отца мятеж. Ауренгзэб обвинил его в том, что он истратил на мавзолей все доходы государства за последние двадцать лет. Ауренгзэб взял Шах-Джехана в плен и заточил его в подземную мечеть в одном из внутренних дворов крепости-дворца Агры.

В этой подземной мечети Шах-Джехан прожил семь лет; почувствовав приближение смерти, он попросил, чтобы его перенесли в так называемый Жасминовый павильон в крепостной стене, в башню кружевного мрамора, где находилась любимая комната царицы Арджуманд Бану. Там, на балконе Жасминового павильона с видом на Джамну, откуда виден был стоящий поодаль Тадж-Махал, Шах-Джехан скончался.

Такова краткая история Тадж-Махала. С тех пор мавзолей царицы пережил много превратностей. Во время войн, которые продолжались в Индии в XVII и XVIII столетиях, Агра многократно переходила из рук в руки и часто оказывалась разграбленной. Завоеватели сняли с Тадж-Махала большие серебряные двери, вынесли драгоценные светильники и подсвечники, сорвали со стен орнаменты из драгоценных камней. Однако само здание и большая часть убранства остались нетронутыми.

В 30-х годах XIX века британский генерал-губернатор предложил продать Тадж-Махал на слом. Ныне Тадж-Махал восстановлен и тщательно охраняется.
Из книги "В Поисках Чудесного" П.Д. Успенский


Название: Re: Тайна Тадж-Махал
Отправлено: Ludmila от 11 ноября 2009, 01:23:00
Здравствуйте!
В декабре я с подругой летим в  Индию (Дели) в течение 15-ти дней. Кроме ашрама, где будут  проходить семь дней медитации ,  хотели бы посетить памятники древней культуры в Дели и окрестностях. Поскольку это наше первое путешествие в Индию, не знаем, с чего начать.  Что посоветуете?
Заранее благодарю за ответ.
Людмила


Название: Re: Тайна Тадж-Махал
Отправлено: Kangri от 11 ноября 2009, 12:13:54
Основные достопримечательности Дели:
храм Бахаи в виде цветка лотоса (построенн 1980—1986 гг). Внутри просторно, воззвание ко всем религиям мира о том, что Творец един.
(http://www.kangri.ru/images/stories/travels/india/Bahai_temple.jpg)
(http://www.kangri.ru/images/stories/travels/india/Bahai_temple_2.jpg)
Можно помедитировать, помолиться никто никому не мешает, ниаких священослужителей ;). Открыт пн.-сб. 8:30-12:30, 4:00-07:30
На осмотр уйдет 1-1,5 ч.

Храм Лакшми-Нараяна, также известен как Birla Mandir, построен 1933-1938.
На осмотр уйдет 1-1,5 ч.
(http://www.kangri.ru/images/stories/travels/india/Birla_Mandir_sm.jpg)

храмовый комплекс Акшардам
Открыт совсем недавно, в 2005г. Очень красивый! Внутри около 20 000 скульптур божеств!!!
(http://www.kangri.ru/images/stories/travels/india/Akshardham_1sm.jpg)
Вечером в Акшардаме проводится очень красивое и масштабное светомузыкальное шоу фонтанов. Зрелище завораживает! Поэтому лчше посетить храм во второй половине дня, чтобы попасть на фонтаны. На осмотр уйдет 2-6 ч. Открыт с 9 до 21:00, кроме пн.
(http://www.kangri.ru/images/stories/travels/india/Akshardham_2sm.jpg)


Название: Re: Тайна Тадж-Махал
Отправлено: Raisa от 11 ноября 2009, 15:36:24
Обязательно посетите Тадж-Махал - это действительно храм любви. Очень интересна и красива история этого храма в изложении Ошо.


Название: Re: Тайна Тадж-Махал
Отправлено: Тинрит от 17 июня 2012, 17:46:17
Прекрасная легенда, спасибо!
Однажды решила проехать по Золотому треугольнику. Тадж-Махал - часть программы.
Ехала и думала с какой красотой встречусь - великолепие орнаментов, искусство исполнения, мощь и изящество сооружения, ширь ландшафта... Но
Войдя в арку ворот и увидев сверкающую белизной усыпальницу, губы мои вдоуг произнесли - ... Мумтаз, сердце раскрылось и слёзы полились.
в слезах подошла к ступеням - ... Мумтаз, в слезах сзади прикоснулась к решетке - ... Мумтаз, обошла вокруг ...- Мумтаз.
Только вчера это было ... - Мумтаз, и нет дали времменой!
Любовь - ею наполнена каждая крупица воздуха, здания, земли... Она как огромный купол накрыла Тадж-Махал и сердце плачет от расставания с ней.
Мумтаз ... - Любовь - Мумтаз .....
Да что это за мужик, если любишь, так совими руками надо подарок сделать, а это не любовь! - воскликнул в автобусе турист.
Ответила ему - Сила любви не измеряется материалиным вкладом, у всех разные возможности, силе соответствует реализация.


Название: Re: Тайна Тадж-Махал
Отправлено: Dashulya от 21 июля 2012, 18:47:06
Очень красивая легенда!
Тадж-Махал действительно прекрасен!!!