Kangri
|
 |
« : 26 июня 2008, 21:04:02 » |
|
ХАТХА-йога Хатха можно перевсти как воля, а хатха-йога как “волевая йога”. Хатха также имеет значение Солнца-Луны или мужского-женского начала. Это подразумевает единство взаимодополняющих, но противоположных тенденций. Многие считают, что хатха-йога — это прежде всего система асан. На самом деле это не совсем так. Конечно, асаны играют определенную роль в хатха-йоге, но йогические трактаты по этой системе (такие, как “Хатха-йога-прадипика”, “Шива-самхита” и “Гхеранда-самхита”) большее внимание уделяют практике пранаямы и сопровождающим бандхам. Эти эзотерические техники служат для развития тонкого тела. Регулируя течения солнца и луны, проходящие через ноздри, йогин добивается очищения нади и стабилизации праны. Следующий уровень — пробуждение кундалини, которая направляется по центральному духовному каналу через чакры. Конечная цель — создание “божественного тела”, столь гармоничного и сильного, что оно становится неподвластным времени и болезням.
АШТАНГА-йога Исторически отцом йоги принято считать Патанджали, автора “Йога-сутр”, основного сочинения традиции санкхья-йоги, составленного из 196 афоризмов, разбитых на 4 раздела. Патанджали рассматривает предпосылки йоги, йоговскую практику и достигаемый эффект, дает описание природы человеческого сознания. Это, пожалуй, самая что ни на есть классическая йога ведущая к просветлению.
АШТАНГА-ВИНЬЯСА-йога Древняя система, заново открытая в 1930 году покойным Кришнамахарья, была записана на пальмовых листьях 1500 лет назад. Синтаксический строй языка указывает возраст источника — 5000 лет. Данная система основана на применении четырех видов асан с одновременным использованием пранаямы, мудры, бандха и друшти с целью вхождения в глубокое медитативное состояние. Эта йога насчитывает сотни различных асан. Они даются в строгой последовательности, каждая предназначена для гармонизация определенного уровня тела и духа.
Первая группа асан перестраивает физическое тело (аннамаякоша), вторая — пробуждает праническое тело (пранамаякоша), третья —психическое тело (маномаякоша), четвертая — сознание (вижнанамаякоша). После такой “проработки” все 4 тела интегрируются с пятым - причинным телом (анандамаякоша), объединяющим индивидуальное с Абсолютным.
Создавая связь между физическим (хатха) и ментальным (раджа), аштанга-виньяса-йога является практическим выражением единства йоги. Виньяса означает “отправляться и возвращаться” и воплощает процесс взаимосвязи и синтеза в йоговской практике. На ближайшем уровне это находит свое выражение в цепочке индивидуальных поз, взаимосвязанных непрекращающимся потоком виньяса. Виньяса — это последовательность асан, выполняемых в быстром темпе с вдохом и выдохом. Ключ этой системы в использовании определенного количества так называемых замков (бандха), упражнений, которые помогают концентрировать сознание и тонкие энергии тела, в особенности мула-бандха.
РАДЖА-йога - королевская йога Основной акцент делает на медитативных техниках, описываемых в “Йога-сутрах”. Этот термин упоминается во многих текстах по йоге, но в “Йога-сутрах” сочетание “раджа-йога” не приводится ни разу. Сегодня раджа-йога понимается как чистая медитация без ссылок на какие-либо другие йоговские методики. Такое понимание раджа-йоги заставило некоторых йогинов отказаться от практики асан, поверхностной и менее духовной, по их мнению. Однако такая позиция не способствует идее единства и взаимопроникновения йоговских систем. В “Бхагавадгите” поза для медитации описывается как асана. Медитацией невозможно заниматься, не умея принимать правильную позу, не владея спокойным дыханием и не контролируя сознание. Когда тело теряет свою устойчивость, мысли начинают блуждать и нарушается дыхательный ритм. Если теряется контроль над дыханием, то работа мозга нарушается и поза выполняется неправильно. Итак, мы приходим к выводу, что асана, дыхание и работа с сознанием — звенья единой цепи йоговской практики, которая идет от более конкретного физического аспекта асаны к более тонкому ментальному аспекту работы с сознанием. Раджа-йога — последняя ступень лестницы аштанга-йоги. Ее невозможно достичь без предварительной работы на уровне хатха-йоги. Раджа-йога — это работа с тонкими энергиями сознания с целью прорыва к пробуждению и освобождению. Техники раджа-йоги описываются в ряде упанишад, таких, как: “Йога-таттва-упанишады”, “Йога-шикха-упанишады”, “Амрита-бинду-упанишады”, “Амрита-надо-упанишады”.
ДЖНАНА-йога- йога мудрости. Это йога Вед и ранних Упанишад. Встав на путь внутреннего поиска, адепт джняна-йоги культивирует мудрость и с ее помощью постигает истину. К мастерам этой йогипричисляют Рамакришну, Рамана Махарши, Кришнамурти. Джняна-йога, как и раджа-йога, глубоко исследует тонкости человеческого разума, но в отличие от раджа-йоги исповедует необходимость исследования сути ментального плана.
ТАНТРА-йога Это направление считается единственной дорогой, способной привести нас к освобождению в эпоху Кали-юга, отличительной чертой которой является разрушительная сила эгоистичного желания. Тантра обуздывает основную энергию человека — сексуальную и использует ее для преображения сознания. Это необычайно мощная энергия, требующая определенного риска, который тем не менее необходим, ибо инерционная сила нашего времени слишком велика и прогресс в других формах йоги может быть еще менее ощутим. Хатха-йога и кундалини-йога (направленная на пробуждение сексуально-духовной энергии кундалини, дремлющей в основании позвоночника) могут быть отнесены к категории тантра-йоги.
БХАКТИ-йога — работа с энергиями эмоций таких как: желания, привязанности, приверженности, любви. Однако объект этих чувств должен иметь божественное происхождение, а не быть простым смертным. С помощью ритуалов (песен, танцев и мантр) страстное стремление человеческого сердца к трансцендентному усиливается. Тексты бхакти-йоги воспевают многочисленных богов: Вишну, прославляемого вишнуитами, Шиву, которому поклоняются шиваиты, Кришну. Международное Общество Сознания Кришны — современное движение Бхакти — своими корнями уходит в древность. Последователи этого движения считают, что бхакти — самый быстрый, самый легкий и безопасный способ достичь освобождения
КАРМА-йога Источником этого направления является “Бхагавад гита”. Карма-йоги достигают освобождения по отношению к себе и к своей деятельности полной самоотдачей и бескорыстием. Это значит, что любые обязанности, работу, дела йогин воспринимает как дар божественному, как бескорыстное служение. Карма-йог никогда не думает о результатах своих действий — финансовых, социальных или даже духовных. Посвящая плоды своего труда Богу, карма-йоги именно благодаря обычной каждодневной работе начинают более четко прослеживать свою связь с Абсолютом.
МАНТРА-йога Мантры были частью йоговского “инструмента” в течение нескольких тысячелетий. Во многих текстах они описываются как инструмент помощи для тех, чья вера и прилежание недостаточны. Мантра-йога не принадлежит к основным. Тем не менее с понятием трансцендентной медитации очень хорошо знакомы на Западе. Бытует мнение, недооценивающее роль мантры в йоге. В мантра-йоге короткая фраза повторяется вслух или про себя с целью концентрации сознания. Каждая мантра имеет специфическое духовное значение и вибрацию. Считается, что любая мантра оказывает определенное духовное воздействие на сознание практиционера.
НЕДАВНО ВОЗНИКШИЕ СТИЛИ ЙОГИ Айенгар-йога Известный и имеющий большое количество последователей современный йог — Айенгар. Он адаптировал йогу, которую ему преподавал его учитель Кришнамахарья, последователь аштанга-виньяса-йоги. Айенгар отменил традиционную последовательность и динамические элементы, чтобы сделать свое учение более доступным и более эффективным терапевтически. Даже включая иногда в свою концепцию динамический подход к асанам, который Айенгар именует “прыганием”, предпочтение он все же отдает статическим йоговским позам. Его собственная практика, не являясь стопроцентно традиционной, сохраняет классические элементы подвижности и динамической легкости. Концепция йоги по Айенгару — здоровый подход к асанам и пранаяме, техника которых излагается в соответствии с философским каркасом Сутр, написанных Патанджали. Далеко не все правильно оценивают его методики — кто-то еще не пробовал их освоить, кто-то не готов к восприятию их силы. Пережить, прочувствовать асану с помощью тщательного распределения внимания — значит обнаружить взаимопроникновение ума и тела и осознать смысл слов “медитация в действии”.
Шивананда-йога Свами Шивананда был одним из величайших йогов современности. Он — автор многих книг и вдохновитель многочисленных последователей. На Запад его учение принес Свами Вишнудевананда. Теперь центры и ашрамы Шивананды распространились по всему миру. Шивананда проповедует 5 принципов: правильные упражнения (асаны), правильное дыхание (пранаяма), правильное расслабление, правильный образ мыслей и правильная диета (вегетарианство). Вот как он резюмирует йоговское учение: служить, любить, давать, очищаться, медитировать, осознавать. Такой подход несет в себе синтез, так как проясняет единство и взаимодополняемость различных ветвей йоги. В нем речь идет о практиках асаны и пранаямы хатха-йоги, о любви к Богу бхакти-йоги, о медитации раджа-йоги и бескорыстном служении карма-йоги.
Крийя-йога Парахамса Йогананда, автор книги “Автобиография йога”, был одним из первых великих гуру, пришедших на запад. Он называл свою методику крия-йога, основоположником ее считается мистический бог Бабаджи, живший в Гималаях несколько столетий, сохраняя облик 17-летнего юноши. Крия-йога использует специфические дыхательные и медитативные техники.
Кундалини-йога Направлена на пробуждение скрытой силы в человеке, которая поднимаясь снизу вверх по чакрам дожна раскрыться полностью в сахасраре - макушка головы и тогда сознание йогина сливается с Абсолютом.
Винньи-йога Ее основоположником считается Дезикачар, сын Кришнамахарья. Винни-йога — ответвление аштанга-виньяса-йоги. Эта система объединяет практики асаны и пранаямы и учитывает индивидуальные особенности ученика в определенном отрезке времени. Отличительные черты этого метода — принципы взаимосвязи, движения, подготовленности, равновесия и координации тела и дыхания.
|